Григорий Любовских (apraxis) wrote,
Григорий Любовских
apraxis

Category:

Олег Борисов. Фильм "Слуга".

16:48 22.06.2009
Олег Борисов. Фильм "Слуга".
Dear gregory!

На Ваше "Для настоящего ценителя любой вкус другого фаната -- значимый, тем более, когда дело касается Олега Борисова. Полагаю, что вы можете написать статью для сайта самостоятельно: вдруг у вас есть материал по этому фильму, более развернутое мнение..." отвечаю:



Фильм "Слуга".

Дважды повезло в жизни Олегу Борисову: в начале и в конце карьеры. Не всякому гению выпадает случай выявить свой талант, причем не единожды. Если бы мы знали Борисова только по его промежуточным киноролям, у нас не было бы ни малейшего представления о масштабах его дарования, как мы не имеем этого представления, вероятно, о многих, которым не повезло. Между этими ролями было много очень средних киноролей (что объясняется зачастую более чем посредственным уровнем самих фильмов) и работа у Товстоногова, который, поняв, что зрители ходят не на Товстоногова, а на Борисова, всячески его зажимал и в конце концов выжил смертельно больного гениального актера. Вот слова Товстоногова, достойные Сальери: "Нельзя постоянно играть хорошо".

Но вернёмся к кино. Первая же роль Борисова в фильме "За двумя зайцами" прославила его. Этот фильм и поныне очень популярен и известен даже среди молодежи. Это заслуженная слава. Об этой роли много говорилось и говорится.
Однако никто ни словом (или очень редко) не упоминает о его роли Гудионова в "Слуге". И, хотя фильм и был отмечен (премия «Ника» 1989 года), а Борисов получил премию за лучшую мужскую роль, широкой публике фильм известен мало.
Этот великолепный фильм, появившись на экранах более 20 лет назад, прошёл почти незамеченным и очень скоро был совершенно забыт. Теперь о нём мало кто помнит не только из зрителей, но и из кинематографистов. Между тем "Слуга" принадлежит золотому фонду классики киноискусства.
О чём этот фильм? Это притча о том, как дьявольская воля лидера подчиняет психику свободного человека и превращает его в слугу, в раба, абсолютно не способного противиться даже самым безумным желаниям "хозяина". Примечательно то, что этого слугу не назовёшь безропотным. Он ропщет, он протестует всем своим существом, он ненавидит хозяина за его всевластие и себя за послушание, неоднократно хочет даже от него избавиться, убить, но каждый раз сдаётся («Ты не можешь этого сделать, как бы он тебя ни уговаривал»). Между тем в фильме угадывается и иная подоплёка. Фильм создавался в эпоху перестройки и эмоционального воодушевления дарованной свободы; борьба и взаимное проникновение государственного чудища и населяющего страну народа друг в друга в фильме рождают достаточно сильный «антисоциалистический», «антисоветский», эффект.
Роль Гудионова – вершина творчества Борисова. Безусловно, великолепный сценарный материал (Миндадзе) и мастерская режиссура немало тому способствовали. Но сколько своего привнёс в этот образ Борисов! Как он уточнил его и в то же время расширил, придав ему объём и разносторонность! Оттого что в одном и том же человеке соединяются такие противоположные черты, как шутовство и императивность, оттого что его взгляд может быть и неколебимо твердым, и придурковатым, цельность образа не только не нарушается, а, напротив, из этих столь разнородных материалов получается новый, невиданный психологический сплав. Фантастическая природа фильма объясняет сие единство противоположностей просто: герой является представителем демонических сил. А то, КАК это сделано, с какой неподражаемой мимикой, с какими интонациями, как всё это в высшей степени гротескно и при этом без примитивного комикования, не переходя той тончайшей черты, за которой начинается клоунада, – рассказать об этом
невозможно, это надо видеть.
Что я и рекомендую каждому.
Попробую ответить на собственный недоумённый вопрос о причине забвения этого очень динамичного фильма, сделанного в стиле экшн. Видимо, дело в том, что фильм воспринимается как "элитарный". А воспринимается он так потому, что сделан уж слишком хорошо да плюс еще озвучен "академической" музыкой, которая в наше время «легкомысленным ухом» воспринимается с трудом.


М.б., что-то приглянётся славным хранителям памяти О.Борисова.

С уважением, С.Сошенков, Т. Сошенкова.



read more at Apraxis
Tags: мысли
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments