Григорий Любовских (apraxis) wrote,
Григорий Любовских
apraxis

Без заголовка

20:08 24.06.2011
Без заголовка

Это цитата сообщения Виктор_Алёкин Оригинальное сообщениеhttp://www.kommersant.ru/doc/1641762/print















 



Журнал "Огонёк", №20 (5179), 23.05.2011











 











Восемь лиц Достоевского


Можно увидеть все, что вы хотели прочесть












 




Николай Хмелев





История более или менее успешных попыток экранной реинкарнации великого писателя насчитывает почти 80 лет




Николай Хмелев

 


Честь первым воплотить на экране образ Достоевского выпала видному мхатовцу Николаю Хмелеву (1901-1945) — в фильме "Мертвый дом" (или "Тюрьма народов", 1932), поставленном учеником Мейерхольда Василием Федоровым по сценарию одного из столпов так называемой формальной школы в литературоведении Виктора Шкловского (кстати, инкогнито сыгравшего в фильме эпизодическую роль Михаила Петрашевского). Готовясь к роли, актер консультировался с психиатрами и штудировал медицинскую литературу. В результате Достоевский у него получился трагически-карикатурной фигурой — жертвой манипуляций идеологов царизма и заложником собственных религиозных убеждений, чей пророческий пафос неотделим от психопатологии.


 




 









 




Василий Шукшин



Василий Шукшин

 


В 1974 году на "Ленфильме" проходили фотопробы Василия Шукшина на главную роль в фильме о жизни Достоевского. По воспоминаниям участников съемки, попадание в образ было поразительным, чему, вероятно, способствовало тогдашнее внутреннее состояние Шукшина. На фоне крупного успеха "Калины красной" (главный приз Всесоюзного кинофестиваля) и все возрастающей популярности его прозы он крайне болезненно переживал закрытие "Степана Разина" — его фильма-мечты. Впрочем, на роль главного русского почвенника главный советский почвенник так и не был утвержден. Вскоре последовало предложение сыграть Достоевского от итальянских кинематографистов, но и этот проект остался неосуществленным: Шукшин умер на съемках фильма "Они сражались за Родину".

 









 




Олег Борисов



Олег Борисов

 


Еще один несбывшийся Федор Михайлович — Олег Борисов. Он был утвержден на главную роль и даже начал сниматься в "Двадцати шести днях из жизни Достоевского" Александра Зархи (1980), но со скандалом покинул проект. Говорят, режиссер предложил Борисову-Достоевскому не то плюнуть, не то "расстрелять взглядом" икону, что крайне возмутило актера. Но, вероятно, подготовка к роли не прошла даром: в следующие годы он мощно заявил о себе как о едва ли не главном специалисте по Достоевскому в актерском цехе, сыграв ростовщика в спектакле Льва Додина "Кроткая" (БДТ, 1981) и князя Версилова в 6-серийном телефильме Евгения Ташкова "Подросток" (1983) (здесь ему все же пришлось покуситься на икону — на сей раз в полном соответствии с первоисточником).

 









 




Анатолий Солоницын



Анатолий Солоницын

 


Отказавшись от сотрудничества с Александром Зархи, Олег Борисов невольно оказал большую услугу своему коллеге Анатолию Солоницыну. Роль Достоевского была давней мечтой актера, которой он был одержим с легкой руки Андрея Тарковского — тот собирался дать ему роль автора-рассказчика в неосуществленной экранизации "Идиота". Солоницын ради большего портретного сходства готов был даже сделать пластическую операцию. На вопрос Тарковского, кого же еще он собирается дальше играть с таким лицом, Солоницын ответил: "Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то еще играть?" "Двадцать шесть дней..." принесли актеру "Серебряного медведя" Берлинского кинофестиваля за лучшую мужскую роль — без всякой хирургии.

 









 




Олегар Федоро (Олег Федоров)



Олегар Федоро (Олег Федоров)

 


Родившийся на Украине, а ныне живущий в Ирландии выпускник ВГИКа начал кинокарьеру в 1977 году дублером Александра Кайдановского в первом варианте "Сталкера" Тарковского. Среди множества сыгранных им эпизодов в советском и западном кино замечательно его 6-минутное появление в художественно-документальном мини-сериале Питера Устинова "Россия" (Russia,1986). Федоро-Достоевский, стоя у парапета петербургской набережной, дает Устинову блиц-интервью. Отвечая по-русски на английские вопросы, последнюю реплику он произносит с навернувшимися на глаза слезами, от сравнения которых со слезами Сталкера из фильма Тарковского невозможно удержаться.

 









 




Майкл Гэмбон


Фото: AFP, AFP



Майкл Гэмбон

 


Первой попыткой западного кинематографа дать экранную версию образа великого русского писателя стал британский фильм венгерского режиссера Кароя Макка "Игрок" (The Gambler, 1987). Главная роль была доверена маститому Майклу Гэмбону, известному российскому зрителю по фильмам Питера Гринуэя ("Повар, вор и его жена и любовник"), Роберта Олтмана ("Госфорд-парк") и по экранизации эпопеи о Гарри Поттере (директор школы "Хогвардс" Альбус Дамблдор). Достоевский у него получился полностью соответствующим его актерской фактуре — могучим, зычноголосым, витальным и отчасти даже брутальным. Вероятно, по мнению создателей, только такой человек мог вернуться живым с сибирской каторги и написать столько гениальных романов.

 









 




Ненад Ездич



Ненад Ездич

 


В телефильме сербского режиссера Слободана Йовановича "Долг из Баден-Бадена" ("Дуг из Баден-Бадена", 2000) Достоевского сыграл звезда югославских сериалов Ненад Ездич. Балканские кинематографисты также не делали особой ставки на портретное сходство: грим у их Достоевского такой, что он вполне мог бы сойти не за Льва Толстого, так за Григория Распутина. Малоузнаваем и другой русский классик, выведенный в картине,— Тургенев. Тем не менее фильм заслуживает внимания как попытка разыграть известную историю ссоры двух великих писателей (1875 год, Тургенев через общих знакомых добивается от Достоевского возвращения денежного долга 10-летней давности) как драму идей, маскирующуюся под репутационный скандал.

 









 




Андрей Ташков


Фото: РИА НОВОСТИ, РИА НОВОСТИ



Андрей Ташков

 


На главную роль в фильме "Три женщины Достоевского" (2010) Андрей Ташков был утвержден, когда его отец режиссер Евгений Ташков еще только работал над сценарием. Сценарий был закончен в 1992 году, но своего продюсера нашел лишь пару лет назад, чему, вероятно, способствовал бум телеэкранизаций Достоевского, напомнивший о 6-серийном "Подростке" — одной из лучших работ отца и сына Ташковых: режиссера и исполнителя заглавной роли. В новом фильме Андрей Ташков за полтора часа экранного времени проживает семь важнейших лет из жизни писателя — от возвращения с каторги до полноценного возвращения в литературу. До большого экрана фильм пока не дошел — его прокат ограничен фестивальными и специальными показами.


read more at Apraxis

Tags: Актер, Достоевский, Олег Борисов, Цитаты, анатолий солоницын, василий шукшин, майкл гембон, фильмы и фанаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments