apraxis

Categories:

перепечатка про св.луку

СВЯТОСТЬ И ГНУСНОСТЬ: профессор Войно-Ясенецкий и не хотел никакой "славы" в пользу РПЦ

Яков Кротов
Некая Светлана Шумило из Чернигова написала в блоге еп. Игоря, будто владыка Лука Войно-Ясенецкий (великий хирург, спасший жизнь тысячам людей, а своим учебником гнойной хирургии - сотням тысяч) - мерзкий стукач. Цитирую:
"Лука Войно-Ясенецкий - бывший священник Катакомбной Церкви, который в лагерях был сломлен настолько, что во время войны и после он уже добровольно и искренне служил сталинскому режиму, публично его восхваляя, а бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело. Несколько лет назад в одной из книг, посвященной Луке Войно-Ясенецкому, были опубликованы документы о том, как он сдавал собратьев. Потомкам палачей есть, чем гордиться и кого канонизировать".

Я попросил г-жу Шумило уточнить, кого именно "сдал" еп. Лука. Она пока не привела ни одного документа, лишь обещала написать в Леснинскую обитель, где якобы хранится книга с этими документами. Однако, у себя в блоге она уже написала так:
"Нечаянно ввязалась в полемику со свящ. Яковом Кротовым о святости\не-святости еп. Луки Войно-Ясенецкого. Сегодня прошлась по новостям и с удивлением обнаружила, что не одну меня в эти дни постигла такая печальная участь: разные люди разных юрисдикций одними и теми же словами (еп. Лука свят, а вы - грешники, стыдитесь. И никакие ваши документы ничего нам не докажут) нападают на ИПХ, не столько доказывая его святость, сколько упрекая нас всех в нецерковности, дерзости... ну и прочих грехах. Что за эпидемия?.."

Так вот - я не полемизирую о святости еп. Луки. Я требую документов, подтверждающих обвинение его в стукачестве. И заявлять, что я заранее отвергаю документы - странно. Я только их и прошу. "Стыдно" - это именно я, действительно, г-же Шумило написал, потому что её слова, будто еп. Луки "искренне" служил сталинскому режиму - целиком на её совести. Чем это пани замерила искренность человека, жившего задолго до ее рождения?

Что до ИПХ, то ничего против этой юрисдикции не имею, знаю о ее украинских филиалах мало (скорее уж, владыка Basil Lourié может что-то прояснить об их святости). На мой взгляд, то, что г-жа Шумило заявляет, будто я не её лично критикую, а юрисдикцию, членом которой она является, - странный полемический прием. Надеюсь, что безосновательное обвинение еп. Луки в стукачестве - личное дело г-жи Шумило, а не какой-либо юрисдикции.

Когда г-жа Шумило сослалась на то, что о стукачестве Войно-Ясенецкого говорил еп. Лазарь Журбенко, живший, по ее выражению, с еп. Лукой "примерно в одно время", я мог лишь пожать плечами. Войно родился в 1877 году, Журбенко - в 1930-м. Журбенко - священник Московской Патриархии, которого после двух лет служения на приходе оттуда выгнали, и он пошел в "катакомбники". Подвизался и в Крыму - видимо, тут он и начал поливать грязью еп. Луку, который тоже ведь в Крыму епископствовал. Что он был рукоположен в МП, его почитатели теперь тщательно скрывают - говорят, что он был рукоположен еп. Вениамином (Новицким), исповедником (действительно, исповедник; это он подарил о. Глебу Якунину крест, который жириновцы в думе сорвали), а что Новицкий был в МП - умалчивают. Такие вот манипуляции с историей.

Если кто-нибудь подскажет, откуда растет слух про стукачество еп. Луки - буду признателен. Пока в сухом остатке - упоминание еп. Луки в отчете уполномоченного по Крыму, что Войно жаловался на некоего незарегистрированного священника, что тот самочинно совершает требы. Это, конечно, владыку Луку не красит, но это, во-первых, нуждается в проверке, во-вторых, это далеко не то, что "сдавал священников".
А освящение халатов на мощах еп. Луки - конечно, дикость. Но уж такой дикости - суеверного, магического отношения к материальным объектам - думаю, и вне МП, в том числе, в ИПХ, не меньше, хотя и в менее шокирующих формах.

Магизм, между прочим, и в отношении к "святости" как некоей сверхъестественной силе. Господь Иисус говорит чётко: одесную Бога будут помогавшие людям, а не те, кто всего лишь призывал Имя Божие. Епископ Лука Войно-Ясенецкий уже потому одесную Бога, что вылечил тысячи людей. А вот те, кто надеется войти в Царство Божие лишь потому, что они прокляли Московскую Патриархию, явно переоценивают значение своего героизма.

Basil Lourié
дорогой отче, тут три момента: 1. " в отчете уполномоченного по Крыму, что Войно жаловался на некоего незарегистрированного священника, что тот самочинно совершает требы" — мне тоже неизвестно о других документах, но разве этого мало? если это не донос (уполномоченный, конечно, не был сотрудником КГБ, а вот что он прочитал этот текст и просто воздохнул в сердце своем — это вряд ли; главное, вряд ли на это рассчитывал автор "не-доноса"). 2. если В.-Я. не был искренен в своих дифирамбах Сталину (отчасти и в ЖМП опубликованных; только не просите меня искать ссылку), то это ведь хуже, а не лучше. мы про него думаем лучше, поэтому считаем, что он был искренен. 3. содержание его религиозной веры известно из его книги "Дух, душа и тело". к христианству это имеет еще меньше отношения, чем "Столп и утверждение Истины" (там совершенно откровенный оккультный бред). — вот и все наши претензии. а что человек был хороший и героический даже — так никто ведь и не спорит. если понимать святость в каком бы то ни было гуманистическом смысле, то он, конечно, святой.

Яков Кротов
Дорогой владыко, про "напоили Меня" - это гуманистический бред Господа Иисуса Христа. Я понимаю, что с Вашей точки зрения - как и с точки зрения, к примеру, патр. Кирилла или о. Георгия Кочеткова или Кураева - я нехристь, но у меня-то другая точка зрения на себя, любимого. smile emoticon В любом случае, я не обсуждаю вопрос о святости или ортодоксальности (если владыка Лука - оккультист, то я предпочту быть оккультистом, а не "истинно православным"), а лишь слова "бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД" - не заявление уполномоченному об одном священнике (не возымевшее, судя по тексту, ни малейших последствий), а во множественном числе - "священников и мирян". Разница, на мой взгляд, абсолютно принципиальна. И свидетельство уполномоченного - не тот текст, безукоризненность которого несомненна. Кстати, бумага уполномоченного опубликована недавно, а вот поносные речи о еп. Луке - раньше появились, и на документах не основаны. Так что мой вопрос остаётся - в какой книге на какой странице опубликованы доносы вл. Луки? Или, если таковых документов нет, с какого года и кто начал распространять слухи о его "доносительстве"?

Яков Кротов
На что "рассчитывал" владыка Лука, можно определить только, познакомившись с его подлинными словами. Презумпция невиновности и в истории - презумпция невиновности. Вполне возможно, что уполномоченный беседовал с Лукой о необходимости не допускать треб на дому, Лука попытался отбрехаться - мол, эти требы только незарегистрированные совершают - уполномоченный потребовал привести пример... Меня интересует строго не владыка Лука, а фраза "бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело". Если из одной фразы уполномоченного вырастили вот это - это гнусно и стыдно. А уж ссылаться на "свидетельство" Журбенко - это, знаете ли, классическое "оцеживая комара, поглощать верблюда".

Яков Кротов
Я просто удивляюсь, как человек, тщательно анализирующий тончайшие различия в словоупотреблении слова "ипостась", почему-то вдруг не реализует свои аналитические способности при анализе различий между "бывших своих собратьев, катакомбных священников и мирян, он без зазрения совести выдавал НКВД, веря, что делает благое дело" и куцым "уполномоченный ссылался на еп. Луку как на источник сведений о незарегистрированном священнике". Готтентотская какая-то герменевтика получается...

Posted on 16 июн, 2015 at 10:27 | Ссылка | Оставить комментарий | 1 комментарий | В избранное |Поделиться | Отслеживать | Пожаловаться

Comments

Владимир ХомченкоДОКУМЕНТ: "Просил меня принять меры". Свидетельство о том, как Лука Войно-Ясенецкий сдавал властям катакомбного священника

"Затем Лука заявил, что в одном из населённых пунктов Бахчисарайского района проживает иеромонах Ипполит (Верютин), бывший иосифлянин, не признающий ни его как архиепископа, ни Патриарха; который ходит по деревням и совершает различного рода требы, просил меня принять меры, запрещающие ему совершать требы"

(Из информационного доклада уполномоченного за 2-й квартал 1948 года. 1 июля 1948. Уполномоченный Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете министров СССР по Крымской области Я. Жданов. См. Марущак, Василий, протодиакон. Святитель-хирург: житие архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого). М: Даниловский благовестник, 2006 С. 225).

Еще о деятельности епископа Луки Войно-Ясенецкого:

"Глубоко тронутые сочувственным отношением нашего всенародного Вождя..." Сергианский документ, подписанный иерархами Московской патриархии, в том числе и Лукой Войно-Ясенецким

"Вождю народов СССР" от РПЦ МП. Приветственный адрес И.В. Сталину, подписанный иерархами Московской патриархии, в том числе и Лукой Войно-Ясенецким, 1949 год

И.И. Волошин. Канонизация Московской патриархией архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого) как знамение времени.

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.